Спасибо за открытие,многоуважаемая Ольга Качанова! Третьяковка еще и тем замечательна, что каждый раз открываешь для себя новое имя. И в 14 лет, и в 19… И в 70.
О Третьяковской галерее я узнала лет в десять. Стала заниматься в изостудии параллельно с музыкалкой. Вытребовала с применением мелкого шантажа у родителей, чтобы отпускали на занятия. Железно пообещала носить домой одни пятерки из школы. Они нехотя согласились, но подписались на десятитомную «Школу изобразительного искусства» - прекрасное издание с качественными иллюстрациями и уроками по рисунку, живописи, скульптуре. Каждый новый том я встречала как праздник. Рассматривала часами. Иллюстрации сопровождались именем художника, названием картины и годом написания, названием галереи, где картина хранится. «Эрмитаж», «Дрезденская галерея», Ватикан, «Третьяковская галерея»… Представляла эти волшебные места и мечтала, мечтала, мечтала. Через многие годы обнаружила, что побывала во всех этих галереях и увидела почти все картины «Школы изобразительного искусства». Из шедевров Третьяковки меня особенно привлекало полотно «Явление Христа народу» Иванова. Лицо Иоанна Святителя казалось мне таким прекрасным. А неделю назад я увидела его перед собой на картине в Третьяковской галерее. И Демона поверженного, и Царицу-Лебедь, и боярыню Морозову, и охотников на привале, и даже мишек в лесу. Радовалась будто и не проходила в архитектурном институте предмет «История искусства», когда перед экзаменом живописные фрагменты и сюжеты переполняли мозг. А после хотелось освободить голову от этого навсегда. Не удалось. «История искусства» начала всплывать в памяти во время любования шедеврами галереи.
Имя пейзажиста Федора Васильева, если честно, не было мне знакомо. То ли бегло прочла учебник по истории искусства, то ли тогда искусствоведы не выделяли это имя. Федор Васильев прожил всего 23 года, но создал такие работы... О гениях трудно говорить. Но реакция на его картины мне знакома – не могу оторваться. Полотно «Волжские лагуны» сразу стал любимым моим пейзажем. Я почувствовала исходящие из глубины картины влажность и речной запах, восторг перед красотой мира. И мастерство, без которого живописные чудеса невозможны. Умереть в 23 года от скоротечной чахотки – как это несправедливо. Сколько еще шедевров мог создать Федор Васильев. А пока полюбуйтесь на этот. «Волжские лагуны», 1870 год, Третьяковская галерея.